ОДЕРЖИМЫЕ БЛЕСКОМ
Металл, стекло, свет - герои французского модернизма
Одними из самых поразительных экспонатов на выставке были предметы загадочного La Maison Desny, - франзузского дома, о котором сохранились крайне скудные сведения. Компания просуществовала всего 7 лет с 1927г по 1933гг., Она была основана, неким Мсье Десне и Рене. Нони, двумя художниками, приятелями, которые ранее рисовали скетчи во время цирковых представлений. В течение своего существования La Maison Desny создавали проекты в коллаборации с Робером Майе-Стивенсеном, Жан-Мишелем Франком и другими архитекторами и декораторами.
В 2019 году в MAD в Париже проходила выставка, посвященная Махарадже Индора Рао II Холкар XIV Бахадуру, который очаровал Европу в конце 1920-х годов своей элегантностью, своим неизмеримым состоянием и страстью к модернизму.
Экспозиция осветила одну особенную тенденцию, существовавшую в ар-деко, даже некоторое наваждение того времени – строгие предметы из металла и стекла, стремящиеся к совершенству формы. Они рациональны и практичны, при этом элегантны и изысканы. Они завораживают своей способностью пропускать и отражать свет, искажать его. Эти предметы доведены до абсолюта и очищены до необходимого – произведения искусства. Они передают дух современности и новое понимание роскоши – роскоши отсутствия, освобождения.
Но настоящую известность и признание они получили благодаря предметам декора и светильникам, представляющим собой смелые геометрические композиции, больше похожие на скульптуры, нежели на утилитарные объекты. Четкая симметрия и единообразие элементов из металла и стекла резко выделяются среди множества других металлических изделий межвоенного периода, представленных на современных аукционах и выставках, Пересечение перпендикулярных форм и плоскостей, которое повторяется из предмета в предмет, позволяет легко определить авторство даже в случаях, когда объект не подписан. La Maison Desny прекратило свое существование со смертью М. Десне в 1933г.
La Maison Desny
Djo-Bourjeois
Говоря о стекле и металле, нельзя не упомянуть французского модерниста Жоржа Буржуа, работавшего под псевдонимом Джо Буржуа, чье имя известно лишь узкому кругу специалистов, хотя его заслуженно ставят в один ряд с лучшими французскими модернистами.

В 1928 г. для Salon des arts decoratifs - он объединяется с Шарлоттой Перриан и Рене Хербстом, и вместе они создают резонансный проект типовой квартиры, где Джо Буржуа проектирует гостиную и кухню, а его супруга, Элиз Джо Буржуа занимается текстильным оформлением гостиной. На смену традиционному тяжеловесному темному дереву под обильным слоем лака, приходит современная мебель из люминесцентного стекла и никелированной трубчатой стали, в сочетании с геометричными тканями Элиз.


В интервью 1928г., Джо Буржуа описывает свой подход: «Враг бесполезных декоративных усложнений, я ищу только простоты и гармонии объемов». Получив противоречивые отзывы от прессы, салонный комитет категорически отказывает квартету (который Перриан шутливо обозвала “Unité de choc”) в участии в Salon des arts decoratifs в 1929г.

Этот раскол с SAD привел к созданию объединения архитекторов и декораторов-авангардистов - Union des Аrtistes modernes UAM) под руководством Робера Майе-Стивенса. Несмотря на то, что Джо Буржуа официально отрекся от Салона, он отказался вступать и в UAM. Позднее он, правда, принял решение вернуться в SAD, и выставляться в рамках обеих организаций. После этого момента проекты Джо и Элиз будут отображать то, что с сегодняшней точки зрения кажется довольно сдержанной современностью.


Как пишет историк Стефан Буден-Лестьен: «Супруги Джо-Буржуа, которыми восхищалось молодое поколение декораторов 1930-х годов, таких как Жан Руайер, были прежде всего прагматиками, искавшими простоты, а не воинствующими борцами за современность. Хотя они и были близки к авангадистскому течению, они не формулировали четкой идеологической позиции по отношению к политической или социальной утопии. И, пожалуй, его репутация пострадала от этой неоднозначности, некатегоричности его взглядов. , Это вовсе не значит, что он не предложил настоящих инноваций с точки зрения типологии и функциональности».


Jean Perzel
Металл, стекло и свет как совершенство фактуры также широко представлены предметами другого дизайнера межвоенного времени – Jean Perzel, чей бренд существует по сей день.
В 1925 г. Жан Перцель, движимый желанием впустить свет в своих изделиях начал производить их из стекла. Он в поиске элегантности и чистоты форм собственноручно создавал предметы. Каждая работа подчеркивала архитектуру места, которое послужило вдохновением к ее созданию. Его предметы и сегодня переиздаются и кажутся актуальными.

UAM - Union des artistes modernes
Упомянутый выше союз французских модернистов UAM предложил мощную и агрессивную альтернативу SAD. Стремясь полностью порвать с прошлым, художники союза провозгласили: «Мы должны восстать против всего, что выглядит дорогим, против всего, что добротно сделано, и против всего, что унаследовано от бабушки… навязывать волю там, где нет привычки»
В UAM вошли художники из разных дисциплин, самыми яркими представителями которых были Робер Майе-Стивенса, Эйлин Грей, Соня Делоне, Шарлот Перриан, Луи Соньо и Шарлот Али, Рене Хербст, Франсис Журден, Жан Пруве, Борис Лакруа и другие. Члены UAM ежегодно участвовали в Осеннем салоне с выставкой, созданной группой, и делали упор на дизайн, а не на украшательство. Интерьеры были рассчитаны на работу с архитектурой из бетона, стали и стекла, а мебель из металлических конструкций была расставлена внутри без дополнительной отделки. Многочисленные выставки и манифесты подкрепляли их идею.
Сегодня ведущие мировые галереи дизайна лихорадочно скупают характерные предметы знаковых авторов этого времени и знакомят свою аудиторию с наваждением из стекла и металла, охватившим Францию между двумя войнами.
Галерея 15/10 также не может оставаться в стороне и в своем собрании представляет 2 светящихся объекта La Maison Desny: приставной стол со встроенным светильником, а также один из самых знаковых предметов – светильник с вращающимися стеклянными пластинами.
Представленные предметы