Будущее - удивительное место, там всегда уже кто-то был. Это чистое снежное поле, на котором кто-то уже протоптал дорожки. Так в 50-70е все человечество с восторженным предвкушением придумывает будущее, наше сегодня, проектирует свой быт в эпоху освоения космоса.

Space Age Design — назад в будущее
Главные герои - изобретатели новой повседневности - архитекторы и дизайнеры.
Они предлагают каждому идти в ногу со временем, каждому стать в своем роде астронавтом или персонажем фантастики. Они предлагают жизнь “завтра” сегодня: пластик, орг.стекло, формика, ПВХ, хромированная сталь, латекс, поролон, яркие цвета и обтекаемые формы.
Полимеры использовались еще с начала века, например, для кинопленки. Но в 60-е годы были получены их новые виды. В результате полимеризации химический состав сырья и готового продукта оставался одним и тем же, но структура и его свойства менялись. Так появляются полиамидные, полиуретановые и поликонденсационные пластики, которые и сейчас широко используются, но тогда совершают революцию.

В отличиие от многих научных открытий, это мгновенно пришло на рынок и изменило реальность всех слоев населения, вне зависимости от их достатка.
Один из важнейших факторов, который на это повлиял - послевоенный Baby boom. К 60-м годам он остро ставит вопрос производства. Молодежь, которая не застала двух мировых, хочет жить отдельно, хочет строить новый и прекрасный мир: гуманный, демо- и технократичный.
Именно новые материалы позволили Space age (иногда Atomic age) случиться.
Проекты Георгия Крутикова
Космическая гонка шла между двумя странами, но Space age захватывает всю планету.
СССР задал тон (гениальный дизайн Спутника Королева), но в основном был занят теоретическими проектами (города и летательные аппараты Георгия Крутикова), тяжелой и космической промышленностью. На пылесос Ракета, часы Чайка и лампы из интерьеров Служебного романа у наших художников-проектировщиков оставалось не так много сил, к тому же плановая экономика способствовала закрытию только основных потребностей населения.

Европа и Америка, наоборот, активно занимаются предметным дизайном, прототипами новых жилых единиц, техникой и модой.
Производства стремительно набирают рост. Химическая корпорация Bayer арендует экскурсионное судно, которое с 1968 по 1971 становится выставочной площадкой для достижений индустрии. На нем проходят выставки «Visiona», декорации для которых делают дизайнеры-визионеры тех лет. Благодаря Вернеру Пантону («Visiona 0», 1968 и «Visiona 2», 1970), Джо Коломбо («Visiona 1», 1969) и Оливье Мургу («Visiona 3», 1971), выставки «Visiona» считаются образцом авангардных концепций конца 1960-х - начала 1970-х годов.
Выставки Visiona (1968-71гг)
Verner Panton «Visiona 2», 1970
В 1960 году Verner Panton разработал первый пластиковый стул, изготовленный методом литья под давлением. Так началось плодотворное сотрудничество с Vitra. Они запустили Flying Chair, предмет мебели в стиле фэнтези, который стал хитом Кельнской мебельной ярмарки 1964 года, и разработали Panton Chair 1967 года, первый консольный стул, сделанный из цельного куска пластика.
Verner Panton
Основная цель моей работы, пишет Вернер Пантон, — спровоцировать людей на использование своего воображения. Большинство проводит свою жизнь в тоскливом, серо-бежевом конформизме, смертельно боясь использовать цвета. Экспериментируя с освещением, цветами, текстилем и мебелью, используя новейшие технологии, я пытаюсь показать, что воплощать фантазии возможно.
Joe Colombo
Итальянец, один из самых успешных дизайнеров своего времени, был очень талантливым конструктором. Коломбо сотрудничал с Kartell, Zanotta, Stilnovo, O-Luce, Alessi и Rosenthal. Его мебель очень функциональна: поворотные стены со встроенным мини-баром, раздвижные ящики, телескопические лампы, складные механизмы. Все источает дух пронзительных шестидесятых, но не ограничивается ими. Многие из его разработок производятся по сей день.
Joe Colombo
Oliver Mourgue
Французский дизайнер, он родился в 1939. Его серия Djin, разработанная в 1965 году, когда он работал на французского производителя Airborne International, появилась в культовом фильме Кубрика "Космическая Одиссея: 2001", а Bouloum lounge chair для Arconas 1969-го предвосхитил дизайн эпохи постмодернизма.
Olivier Mourgue
Финляндия и Скандинавия
В ХХ веке Скандинавия подарила миру много легенд дизайна, не только Вернера Пантона. Сложно сказать, с чем именно это связано. Помимо случая и таланта отдельного человека, возможно демократические реформы (образованее, избирательное право) в начале века, политика нейтралитета в двух войнах и своевременный отказ от нее спасли регион от экономической катастрофы, а у датчан хватило сил и смелости стать в авангарде нового дизайна.
Известный представитель датского модернизма Arne Jacobsen одним из первых шагнул в новую эру шагнул. Egg chair и Swan Chair были выпущены в 1958 году. В интерьере Королевского отеля в Копенгагене, построенного спустя 10 лет, они выглядят все еще очень современно.
Arne Jacobsen
Ben Swildens, датский дизайнер, работал с производствами во Франции и Нидерландах. С 1962 по 1969 год он сотрудничал с французским мастером-стеклодувом и декоратором Max Ingrand на многочисленных проектах, таких как штаб-квартира EDF и Peugeot, аэропорт Лимы, здание парламента в Бейруте и Женевский музей. Для офиса Peugeot Бен проектирует письменный стол Cantilever Desk, который станет иконой дизайна 20-го столетия, и который будет невозможно обойти при рассказе о Space age.
Финский дизайнер Eero Aarino в 1963 делает набросок Ball Chair, кресло впервые появляется на Кельнской мебельной ярмарке в 1966 году. На него поступают заказы из 30 стран, газеты называют его потрясающем воображение: кресло почти полностью скрывает своего пользователя и обладает звукоизоляцией. Ball Chair тутже становится легендой. Оно в New York Times, в новых фильмах, на обложках журналов.
Steen Ostergaard профессионально работавший с деревянной мебель, член датской гильдии столяров, после сотрудничества со знаменитейшим датским архитектором Finn Juhl начинает делать мебель из пластика. И в вскоре выставлялся в Museum of Arts and Crafts, Copenhagen, Denmark 1962,1964,1965, Heals, London, Great Britain 1973, в Museum of Modern Art, New York, USA 1974.
Франция
А во Франции Пятая республика во главе с де Голлем, Жан-Поль Сартр, Мишель Фуко, Ролан Барт, Новая волна и Красная весна. Так любящая революции, Франция мгновенно отражает культурные, политические и экономические события в дизайне.

Pierre Paulin как и Oliver Mourgue экспериментирует с мягкими формами: разрабатывает Ribbon chair, Groovy chair. Jean-Pierre Garrault работает с принтами, жилыми интерьерами, освещением. Maurice Calka делает письменный стол-икону, который поваляется в модных изданиях вот уже 50 лет.
Boris Tabacoff поднимает предметы на стальные изножья в форме дуги или круга, что позволяет им опираться только на одну ножку. Его производства находятся во Франции и США. Michel Boyer по-новому, очень самобытно, гнет листы стали.
В похожей стилистике работает Francois Monet. Они оба совершенно уникально показывают возможности материала.
Италия
Послевоенная Италия долгое время существовала в условиях единовременной борьбы многих радикальных партий, за экономическим чудом 50-60х последовали Свинцовые 70-е. Стране точно было не до космической гонки.
Рассматривая итальянский дизайн тех лет, скорее наблюдаешь попытку принести красоту, элегантность и пропорции классической мебели, мебели ар-деко на современные производства. Не отставая от технологий, итальянский дизайн, тем не менее, стоит несколько обособленно.
Fabio Lenci известен своими минималистичными и концептуальными формами и работой с плексигласом. Hyaline chair - одна из его самых узнаваемых моделей.
Mario Sabot - итальянский производитель тех лет, не самый известный, но один из наших фаворитов. Современный дизайн, в котором чувствуется классическая итальянская традиция.
Afra & Tobia Scarpa - итальянские архитекторы и дизайнеры, отмеченные наградами Compasso d'Oro, сотрудничают с B&B Italia, San Lorenzo Silver и Knoll International.
Cassina и сегодня выпускает их Soriano sofa, он не теряет своего шарма 70-х и при этом органично смотрится в современных интерьерах.
Архитектор и дизайнер Cini Boeri, обладательница двух премий Compasso d’Oro, она сотрудничала с крупнейшими брендам: Artemide, Knoll, Magis и Arflex.

Vico Magistretti с конца 1960-х годов тоже работает с Artemide, а также с Cassina и Oluce, создавая для них предметы, которые до сих пор являются «классикой» современного дизайна.
Cini Boeri
Стекольные мастерские Венеции тоже создавали освещение и декор в духе Space age, при этом использовали традиционное Муранское стекло.
Vico Magistretti
Германия
Минималистичная серия кресел и диванов Corbi, впервые представленная дизайнером Klaus Uredat на международной выставке в Кельне 1972, производилась всего 2 года и сейчас представляет большой коллекционный интерес.
Luigi Colani - немецкий промышленный дизайнер итальянского происхождения, настоящий человек ренессанса. В его сферу интересов входил такой широкий круг предметов, он проектировал мебель, автомобили, фототехнику, даже письменные принадлежности.
Стоит также упомянуть Peter Ghyczy, который в 1968 создал первый стул из полиуретана - складывающийся Egg Garden Chair.
Gunter Beltzig и Alexander Begge создавали уличную и детскую мебель, для чего пластик подходил как нельзя лучше.
Knut Hesterberg был прежде всего скульптором, что видно в его работах.
Официальным концом эпохи можно назвать середину 70-х, но будет ошибочно считать, что Space age одномоментно закончился. Когда становится ясно, что от покорения Марса человечество отделяет еще очень и очень длинный путь, дизайн космической эпохи не исчезает, но плавно интегрируется в дизайн пост-модерна.
В США производилось большее число товаров. И здесь скорее стоит говорить именно про компаниях-производителях, которые сотрудничали с талантливыми дизайнерами.
Америка
Herman Miller
Компания Herman Miller основана в 1905 году и существует по сей день, ее продукция и стиль менялись с течением времени, моды, технологий. Они успешно сотрудничали с американской парой Сharles & Ray Eames, производили их модели из дерева и фанеры, а позже из пластика. Их стулья без преувеличения - везде! спустя 60 лет. Это отличный пример коммерчески успешной модели для массового производства.
Также многие из уже упомянутых выше дизайнеров производили свои модели в Herman Miller.
Knoll International
Среди тех, с кем работала компания, был известный американский архитектор и дизайнер финского происхождения - Eero Saarinen. Он разработал для Knoll одну из самых цитируемых серий - Tulip.
Компанию основали Hans and Florence Knoll в 1938 году. Она тесно связана со школой Bauhaus и сегодня лицензировано выпускает многие из их предметов. В 60-70х Knoll делает актуальные модели в сотрудничестве с европейскими и американскими дизайнерами.
Fabricius & Kastholm for Knoll
Представленные товары