Шведская архитектура и дизайн, существуя в общеевропейском историческом контексте, развивались под влиянием некоторых особенностей: сравнительно небольшое население, сильная повсеместно развитая ремесленная традиция, поздняя индустриализация страны, демократический приход к власти социал-демократов, политика нейтралитета в мировых войнах. Все они в динамике сформировали шведский дизайн таким, каким мы знаем его сейчас.
Швеция, 20 век.
Концепции. Авторы. Предметы.
Шедевром Swedish Grace стал лайнер, который запустила Шведско-Американская компания в 1928 г.
Интерьерами корабля m/s Kungsholm занимался тот же архитектор, который разработал шведский павильон на Парижской выставке 1925 г. - Carl Bergsten.
Обстановку корабля составляли работы художника Carl Larsson, представителя стиля модерн, хрустальная посуда знаменитого шведского стекольного завода Orrefors, мебель фабрики Nordiska Kompaniet, ведущей компании премиального сегмента, которая создавала изысканные и эксклюзивные предметы высочайшего качества.
На Всемирной выставке в Париже 1925-го года Швеция представляет роскошные интерьеры в духе ар-деко, стиль получит название Swedish Grace. Дорогие отделочные материалы, скульптуры, барельефы, фрески и хрусталь.
Начало века в Швеции знаменуется контрастами.
Общественная мысль занята вопросом строительства современного мира и существует на двух полюсах. Консервативная часть населения переживает экономический подъем. Капиталы, накопленные в период индустриализации позволяют вдохновляться античностью, мифологией, Древним Египтом, Китаем и Южной Америкой, строить и дорого обставлять здания в исторических стилях: северном классицизме, национальном романтизме.
Исторические стили
Swedish Grace
Ранний модернизм
Josef Frank (1885 – 1967), приверженец современной архитектуры, создавал отличные от коллег интерьеры. В противовес Ле Корбюзье, который называл дом "машиной для жизни", Йозеф Франк создавал очень уютные и комфортные интерьеры. Близкий к ремесленной традиции, он часто работал с известными формами и флористическими орнаментами.
Компания, которая впервые наняла Йозефа Франка в качестве дизайнера - Svenskt Tenn, была основана Estrid Ericson в 1924 г. Йозеф и Эстрид очень тесно сотрудничали на протяжение всей жизни. Так появился стиль Swedish modern. К этому союзу будут отсылать сегодняшние интерьеры в духе Шведского максимализма.
Сегодня знаковые комоды Франка начала века оценивается в $50-100.000. Их по-прежнему выпускает Svenskt Tenn, новый обойдется в $12-18.000.
Винтажные напольные торшеры из латунных трубок $5-10.000.
В те же годы дизайнер Axel Einar Hjorth (1888 – 1959) создавал современную мебель, перерабатывая французское ар-деко и формы, характерные для традиционного крестьянского быта шведов. Акселя часто рассматривают как предшественника и источник вдохновения Шарлотты Перриан, Жана Ройером и Пьера Чапо.
Многие его предметы производились уже упомянутой Nordiska Kompaniet. Аксель Эйнар Хьорт один из самых дорогих сегодня авторов. Гарнитур из 8 стульев ‘Futurum’ model no. R33715 сегодня оценивается аукционным домом Philips в £70-90.000.


Демократизация
Крупномасштабная, но поздняя по сравнению с другими странами Европы, индустриализация для простого народа означала стремительный рост числа рабочих, обнищание и кризис жилищно-бытовых условий.
В 1921 после первых демократических выборов к власти пришла Социально-демократическая партия. Метафора, которую социал-демократы использовали для построения общества, была метафорой «фолькхема» - народного дома, хорошего дома, национальной семьи, живущей под общей крышей солидарности, социального равенства и благосостояния.

Шведская общественная мысль, таким образом, была неотделима от архитектуры и дизайна модернизма. Важной работой для рубежа веков была книга философа и критика Эллен Ки «Красота в доме», написанная в 1899 г. В тексте Ки рассуждает о преобразовании домашней среды как о средстве социальных реформ.

Acceptera
В начале 30-х появляется программный текст для современной архитектуры и дизайна в Швеции - "Acceptera”. Манифест длиной в книгу, написанный в 1931г., сформулировал идеи, продемонстрированные на Стокгольмской выставке 1930 г.
Более 4 млн. человек увидели функциональные геометричные здания без декора, но с большими окнами, наполненные светом и минималистичной деревянной и металлической мебелью
Авторы Acceptera: Гуннар Асплунд, архитектор Свен Маркелиус, историк искусства Грегор Пуалссон и др. - изложили прогрессивные идеалы современного дизайна, имеющего благородной целью социальное благополучие. Главная формула текста - «частный индивидуализм и общественный коллективизм», определила новую архитектуру и социальные отношения в шведском государстве всеобщего благосостояния.

Гуннар Асплунд важный для Швеции и мировой истории архитектор и дизайнер, который прошел путь от неоклассицизма до функционализма.
Отрицание “старых культурных форм” привело Асплунда к необходимости поиска новых. В его архитектуре функция осмысляется очень поэтично, ее не тяготит утилитарность. Работы Гуннара Асплунд оказали решительное влияние на развития модернизма. Альвар Аалто воспринял многие идеи современной архитектуры через проекты Асплунда. Архитекторы 21 века тоже находят свое вдохновение в его минималистичных, но очень дружественных и комфортных интерьерах: в закругленных углах, в стеновых панелях из фанеры, в простой кирпичной и плиточной кладке.
Свен Маркелиус активно занимался разработкой коллективного жилья и функциональной мебелью, стандартизированной и аскетичной, за что его позднее будут критиковать, как и само Accptera.
«Бесконечное повторение стандартизированного элемента, массовая скученность без выражения индивидуальной жизни» не только отличались эстетической «монотонностью, мрачностью», но и были социологически опасны. Вместо баланса, к которому призывали в Acceptera, между «качеством и количеством/индивидуальным и массой», получился односторонний упор на техническое и количественное.
Funkis
«Мы не можем уйти от нашей эпохи назад. Мы также не можем шагнуть в утопическое будущее, не замечая того, что нас беспокоит и смущает сегодня. Мы можем только смотреть реальности в глаза и принимать ее, чтобы иметь возможность совладать с ней» - пишет Асплунд, говоря о необходимости срочного решения жилищного вопроса. Таким решением становится - Funkis, шведский функционализм. Разрабатывается типовая застройка. На фото примеры подобного жилья по проектам шведских функционалистов Пола Хедквиста и Уно Арена.
После процесса переоценки и самокритики в конце 1930-х и начале 1940-х годов
понятие шведской коллективности было пересмотрено: от «массы» к «группе», к “сообществу”. Застройка оставалась такой же тщательно спланированной, но стали создаваться группы разного масштаба и общественные пространства разного качества, появилось разнообразие типов жилья, их расположения и пространственного опыта. На предметном дизайне это сказалось менее заметно, он успешно отвечал концепции 2-ой половины 20 века.
Основной период работы Carl Malmsten (1988 – 1972) также пришелся на середину века, но за свою долгую карьеру Карл Малмстен успел охватить многие стили. Он был одним из известнейших дизайнеров, архитектором и педагогом, ответственным за создание таких профессиональных школ как Carl Malmstensskolan и Capellagården, специализирующихся на ремеслах и дизайне, которые имели решающее значение для развития шведского искусства.
Значительный вклад в популяризацию шведского дизайна внесла Ggreta Мagnusson (1906-1999). После переезда в США она всегда делала акцент на своем происхождении. С 1940-1960 была единственным независимым архитектором женщиной на восточном побережье.
Классиком шведского дизайна стал Bruno Mathsson (1907 - 1988), который плодотворно работал с доступной гнутой фанерой. Кровать «Paris» получила гран-при на Всемирной выставке в Париже 1936 г. (средняя цена на аукционах сегодня $9000), а кресла Eva стали визитной карточкой дизайнера.
В мае 1940 газета Svenska Dagbladet опубликовала следующий комментарий: «Один единственный современный шведский мебельщик занимает исключительное положение. Его имя, которое скоро прогремит на весь мир, - Бруно Матссон из Варнамо. Он, без сомнения, одна из наиболее уникальных фигур в шведской промышленности и искусства».
Mid-century modern
IKEA
Во второй половине 20 века появляется компания, которую невозможно не упомянуть, рассказывая историю современного шведского дизайна
C 1948 года IKEA начала продавать мебель по почте, в 1954 у нее появился первый шоу-рум. Главным дизайнером тех лет стал Leif “Gillis” Lundgren (1929-2016). Многие модели были скопированы у других дизайнеров и компаний. Лейф Лундгрен вносил небольшие изменения, упрощая модели для производства, избавляя компанию от необходимости платить комиссионные, предлагая потребителю современный дизайн по доступным ценам.
Например кресло Ake, которое был создан под влиянием Clam chair Арнольда Мадсена. Причем Ake сегодня стоит около $10.000.
С разрешения архитектора и дизайнера Ynge Erkstrom IKEA позаимствовала его техническое решение, которое позволило делать мебель разборной. Позже Ингве Экстром признавался, что это была одна из самых больших ошибок его жизни. В разобранном виде предметы IKEA доезжали до покупателей в сохранности и занимали меньше места при транспортировке, что существенно сократили убытки. В каждый новый дом нужна была современная, недорогая мебель, и компания заняла идеальную нишу.
60-70е
Космическая эпоха 60-70х не очень явно отразилась на шведском дизайне. В эти годы шире используется металл, исследуются новые формы, но пластик применяется мало и в основном в осветительных приборах. Новые тенденции можно проследить в продукции компании Ateljé Lyktan, которая сотрудничала со многими дизайнерами тех лет.
В этот период появляются новые имена - Börge Lindau (1932-1999), дизайнер много работал с металлическими трубками, и Jan Ekselius, (р. 1946), который придумал кресло-символ 70-х – Etcetera.
Gunnar Сyrén (1931-2013) – дизайнер 2-ой половины века, тоже наш современник. Работал со стеклом и металлом (с 1959 дизайнер стекольного завода Orrefors), разрабатывал посуду и предметы интерьера. В стекле Гуннара Сирена заметны цитаты Swedish Modern, Swedish Grace - интерес к орнаментам, герметичным формам, анималистке, декору как таковому – дань уважения истории и наследию главного стекольного завода Швеции.
Конец 20 века. Современность
Из предметов последней четверти века сложно образовать единый визуальный ряд, но идейную общность постмодернистских объектов обнаружить все-таки можно, свойственную не только для Скандинавии, но для всей индустрии в целом.
Дизайн этих лет черпает вдохновение, цитирует и перерабатывает свое национальное и мировое наследие, включает уже известное в новые контексты. Классический для дизайнера спор между функцией и художественной ценностью усложняется концепциями смысла, эмоции, иронии.
Jonas Bohlin заявил о себе дипломным проектом в Стокгольмском университетском колледже искусств, ремесел и дизайна (Konstfack) - инсталляцией, которая включала в себя его ныне знаменитый стул из бетона - Concrete chair. Задуманный как скульптура в художественной инсталляции, он, очевидно, олицетворял шведскую идею постмодернизма.

Стоимость доступного к покупке стула 80х годов на аукционной площадке 1stDibs сегодня составляет $31.000 за единицу.
Mats Theselius - современная икона шведского дизайна. Он тоже окончил Konstfack, в 1984 году, преподавал в Академии дизайна и ремесел HDK в 90-х годах и с 2011 года является ассоциированным членом Королевской шведской академии изящных искусств. Марк Теселиус разрабатывает продукты для String, Minus-tio, David Design, Källemo, Marrakech Design, Svenska Glasbruket, инсталляции и ландшафтные проекты.

Эстимейт "Aluminium Chair" из серии в 200 едиц 90х годов - $40.000.
Per B Sundberg - современный дизайнер, который работает с керамикой и стеклом. Его карьера отмечена комиссией для завода того самого стекольного завода Orrefors, который мы помним еще со времен Swedish Grace. С 2005 профессор кафедры дизайна, ремесел и искусства в уже известном нам Konstfack, где, кстати, учились и Грета Магнуссон-Гроссман, и Гуннар Сирен.
Представленные предметы